Доступная среда

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

В.В. Путин

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания

Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем  учреждении способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

 В детском саду функционируют следующие помещения, которые используются для проведения практических и учебных занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Специально  оборудованные учебные кабинеты —  отсутствуют

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В детском саду функционируют следующие помещения:

музыкально-спортивный  зал;

кабинет  педагога-психолога

кабинет учителя-логопеда;

методический кабинет;

музей ДОУ

групповые помещения.

медицинский блок:

  • медицинский кабинет,
  • изолятор,
  • процедурный кабинет;

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Все помещения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан.

В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная  среда, обеспечивающая полноценное развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Оборудование для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, детский сад, больница, театр,  почта и др.), уголки в групповых помещениях для организации сюжетно-ролевых игр, выносной материал для игр на площадке. Настольные игры, способствующие обучению взаимодействовать, саморегулировать собственные действия. Игрушки различного вида, конструкторы, предметы мебели и интерьера. Уголки экспериментирования в группах,  минилаборатория, весы, колбы, часы, доски, глобусы, карты,  лупы, таблицы по ПДД и др.

Иллюстрированный и демонстрационный материал, энциклопедии, дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие игры В.В. Воскобовича. Оборудование для речевого развития: книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин» и т.д.

Оборудование для художественно-эстетического развития: музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и др.), музыкально-дидактический материал. Краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, бумага (белая, цветная, тонированная), картон, наглядно — дидактические пособия по изодеятельности, малые скульптурные формы, иллюстрации,  картины, папки, поделки из природного материала,  репродукции картин художников.  Уголки в группах по самостоятельной музыкальной деятельности и изодеятельности, «полочки красоты», мольберты,  театральные уголки.

Оборудование для физического развития: спортивное оборудование и инвентарь: скамьи,  дуги для подлезания,  рефлекторные дорожки,  шведская стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки,  разноцветные флажки и ленты,  мешочки с песком,  игрушки, кегли, канат; физкультурные уголки в группах с необходимым оборудованием.

Библиотека, приспособленная  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.

Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете,  в групповых помещениях и включает в себя:

  • книги для педагогов (методическая и справочная литература);
  • книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей).

Объекты спорта для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

  • спортивный зал

(оснащенность: разнообразный спортивный инвентарь, спортивное оборудование, атрибуты для спортивных и подвижных игр)

  • спортивная площадка на участке  МБДОУ;

(оснащенность: оборудование для развития основных видов движения)

  • прогулочные площадки:

(оснащенность: оборудование для лазания и  метания в цель, баскетбольные кольца, выносной спортивный инвентарь)

Объекты спорта частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и  воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

  • методическое обеспечение образовательного процесса: проектор

переносной проекционный экран, принтер, сканер, ноутбук, музыкальные центры,  учебно-методический комплект к реализуемым программам, художественная литература для детей, картины и картинки, муляжи, образцы по конструированию, электронные носители  с информацией для использования на занятиях,  документы и методические материалы, наглядно-демонстрационные пособия, доклады, консультации, перспективные планы, тематические занятия и проекты;

  • пространство групп, организованное в виде разграниченных зон и оснащенных развивающих материалов:

для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, больница, парикмахерская, школа, библиотека и др.); предметы мебели и интерьера; дидактические  игры по: ФЭМП, сенсорике, познавательному развитию; разрезные картинки (пазлы), настольно-печатные игры, книги, энциклопедии, конструкторы разного вида и размера, машины разного назначения (грузовики, легковые автомобили, автобусы, пожарная, «скорая помощь», полиция  и т. п.); наборы элементов костюма для профессий; атрибуты для  театрализованных игр. настольные ширмы, уголки ряжения, символы города, государства;

для познавательного развития: иллюстрированный, демонстрационный и раздаточный материал для  НОД, магнитно-маркерные доски, календари природы, оборудование для экспериментирования и исследования (микроскоп, телескопы, лупы, колбы, весы, магниты  и др.),  коллекции:  камней, семян, ракушек, муляжи и т.п.,  развивающие и дидактические игры, настольно-печатные игры,   магнитно-маркерные доски,  коврографы  В.В.Воскобовича,   шашки,  домино,  мозаики,  раздаточные  математические наборы, счетные  палочки,  пазлы  и разрезные  картинки, познавательная литература (энциклопедии, книги о природе, технике, космосе, истории),  художественная и научная литература,  фонотека, видеотека,   комплекты портретов писателей и композиторов и др.;

для речевого   развития: иллюстрированный и демонстрационный материал, индивидуальные зеркала, сюжетные и предметные картинки, игрушки по лексическим темам, дидактические игры, материалы и игры для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму; картотеки (загадки, потешки, пословицы и поговорки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика) портреты писателей,  наборные полотна  и разрезные  азбуки, магнитно-маркерные доски, материалы для  звукового  и слогового  анализа  и синтеза, анализа  предложений; наборы  иллюстративного материала для  перессказывания и составления  рассказов по  картине,  разрезные  картинки, художественная литература и др.;

для физического развития:  физкультурное оборудование: мячи разных размеров, кегли,  скакалки, обручи,  кольцебросы, городки маски, нетрадиционное оборудование, массажные дорожки с разным покрытием, иллюстративный и методический  материал   по приобщению  детей  к  ЗОЖ и др.;

для художественно — эстетического   развития: материалы для театрализованной деятельности — оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, карнавальные костюмы, элементы костюмов, маски, театральные атрибуты и др.); коврограф, магнитная доска с набором персонажей и декораций, различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый, плоскостной на палочках, магнитный, теневой и др.); аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, музыкально-дидактический материал, театральные костюмы, маски; материалы для детского творчества —  в изобразительной деятельности, ручном труде, бросовый материал для творчества, мольберты, магнитно-маркерные доски, альбомы и книги по искусству,  видеотека, аудиотека, образцы  народных  промыслов для  декоративного рисования, малые скульптурные формы; наборы детских музыкальных и шумовых инструментов.

Оснащение кабинетов:

музыкальный зал: пианино, музыкальный центр, экран, мультимедийный  проектор, ноутбук, микрофоны,  детские музыкальные инструменты,  портреты композиторов , игрушки,  иллюстрации, костюмы, декорации для праздников, куклы и оборудование для различных театров, ширмы, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения  музыкальных занятий и праздников;

 кабинет педагога-психолога: рабочий стол для проведения занятий, стулья, оборудованное место для индивидуальной работы, магнитно-маркерная доска, маленький коврограф, стол для песочной анимации, большое зеркало и  маленькие зеркал для индивидуальной работы с детьми, библиотека специальной литературы и практических пособий, материалы консультаций, семинаров, практикумов, игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно- развивающей работы,  настольно-печатные игры, развивающие игры, игры для развития мелкой моторики, сюжетные картинки, опорные картинки, , сюжетные картинки, раздаточный и демонстративный материал для занятий фабричного производства, рабочие тетради для  занятий с детьми;

кабинет учителя — логопеда рабочий стол для проведения занятий, стулья, оборудованное место для индивидуальной работы, магнитно-маркерная доска, маленький коврограф, стол для песочной анимации, большое зеркало и  маленькие зеркал для индивидуальной работы с детьми, библиотека специальной литературы и практических пособий, материалы консультаций, семинаров, практикумов, игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно- развивающей работы,  настольно-печатные игры, развивающие игры, игры для развития мелкой моторики, сюжетные картинки, опорные картинки, , сюжетные картинки, раздаточный и демонстративный материал для занятий фабричного производства, рабочие тетради для  занятий с детьми;

физкультурный зал:  пианино, музыкальный центр, маты,  ленты, мячи разных размеров, палки гимнастические, обручи, кегли, мячи – прыгуны, разных размеров мячи, тоннели, мешочки с песком, кольцебросы, гимнастические скамьи, дуги для  подлезания. ребристые и гладкие доски,  канат,  флажки,   скакалки и др.

музей: музыкальный центр, экран, мультимедийный  проектор, ноутбук, микрофоны, исторические экспозиции,  макеты , игрушки,  иллюстрации, костюмы, декорации, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения  экскурсий;

Данные средства обучения и воспитания частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение  беспрепятственного доступа в здание МБДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В МБДОУ д/с № 99 разработан «Паспорт доступности» обеспечивающий доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В  дошкольном учреждении  организовано четырехразовое сбалансированное питание детей в соответствии с утвержденным 10-дневным меню:  завтрак, второй завтрак, обед, полдник. В рацион питания включены все основные группы продуктов питания: мясо, рыба, молоко, молочные продукты, пищевые жиры, яйца, овощи, фрукты, сахар, хлеб, крупы и др. Продукция принимается в соответствии с сертификатами качества, приготовление блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, систематически осуществляет контроль над правильностью обработки продуктов, закладкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи. Особенно тщательно контролирует правильность хранения и реализации продуктов. Питьевой режим в дошкольном учреждении проводится в соответствии с требованиями СП питьевая вода всегда доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в детском саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.   При питьевом режиме используется бутилированная вода.

Создание отдельного меню для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

МБДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  реализуется через организацию жизнедеятельности воспитанников. Режим питания, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек, занятия  по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности – все эти мероприятия  направлены на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью. Деятельность по здоровьесбережению проводится системно, непрерывно, с соблюдением преемственности на различных уровнях образования.

Организация двигательного режима:

  1. Утренняя зарядка (в летний период на воздухе)
  2. Гимнастика после сна
  3. Подвижные игры на прогулке
  4. Физкультурные занятия в зале и на прогулочных площадках
  5. Игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, физкультурные минутки и др.
  6. Спортивные досуги

Лечебно-оздоровительная работа.

  1. Босохождение по песку, траве, мелким камешкам (летом)
  2. Витаминотерапия
  3. Оздоровление фитонцидами (чесночно — луковые закуски).

Закаливающие процедуры.

  1. Воздушные ванны
  2. Сон при открытых окнах, фрамугах (в зависимости от времени года)
  3. Хождение босиком по «дорожкам здоровья»
  4. Обширное умывание

Коррекционная работа

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксация

Состояние и содержание территории, здания и помещений, а так же и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.

Имеются групповые помещения для питания воспитанников,  пищеблок для приготовления пищи и кладовая для хранения продуктов питания,    прогулочные площадки оснащены необходимым оборудованием и инвентарем,  в медицинском блоке  для работы медицинского персонала имеется оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности,  первичной диагностики заболеваний, оказания первой помощи. Заключен договор о сотрудничестве с МБУЗ ДГП № 1. Проводятся мероприятия по медико-гигиеническому воспитанию и обучению, пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей (законных представителей).

В группах и учебных помещениях в наличии кварцевые лампы, бесконтактные термометры используемые в профилактических целях.

На стендах в приемных и холле вывешивается информация для родителей (законных представителей) о детских заболеваниях, мерах предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному травматизму.

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В дошкольном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • наблюдение за состоянием здоровья воспитанников;
  • соблюдение государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов;
  • проведение санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации;
  • профилактика, расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В дошкольном учреждении создаются условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан.

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам, приспособленным  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Специальные технические  средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В детском саду  имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:

— переносная мультимедийная установка : проектор, экран, ноутбук (в музыкально-спортивном зале)

— музыкальный центр (в музыкально-спортивном зале, кабинете педагога-психолога и учителя-логопеда);

— магнитофоны (в возрастных группах)

— световой стол для песочной терапии (в кабинете педагога-психолога, учителя-логопеда).

В кабинетах  учителя – логопеда и  педагога-психолога создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами: пособия для обследования интеллекта, памяти, внимания, мышления; материалы для проведения диагностического обследования психического и речевого развития детей дошкольного возраста, материалы для проведения индивидуальных занятий с детьми,  пособия и игры с предметами для развития мелкой моторики; игры на развитие сенсорики; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; настольно-печатные дидактические игры; игры для развития дыхания; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  в МБДОУ

Материально-техническое обеспечение на прогулочных площадках:

На территории МБДОУ находятся прогулочные площадки для каждой возрастной группы с павильонами и теневыми навесами.

На площадках установлено игровое оборудование для воспитанников:

  • для развития физических качеств: балансиры, лесенки, качели, горки.
  • для сенсорного и познавательного развития: домики.

Детский сад обеспечен частично специальными техническими средствами  обучения группового и индивидуального пользования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

п/п Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры,

обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями

1. Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ОВЗ Вход в МБДОУ д/с № 99 оборудован кнопкой вызова работников учреждения.
2. Наличие возможностей перемещения лиц с ОВЗ внутри здания. Дети с ОВЗ могут свободно перемещаться внутри здания МБДОУ, имеют свободный доступ к учебным кабинетам для посещения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
3. Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. Помещение оснащено противопожарной звуковой сигнализацией.

Сведения об информационном обеспечении доступности

дошкольного  образования и обучения для лиц с ОВЗ

4. Наличие адаптированного сайта. ds99taganrog.ru (адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
5. Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.  pasport-dostupnosti.pdf (ds99taganrog.ru)
6. Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ. В МБДОУ разработано Положение  об организации образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждено приказом заведующего №41 от 11.01.2021г.
7. Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации. В МБДОУ функционирует 1 группа компенсирующей направленности: для детей с ТНР. В данных группах реализуются — адаптированная образовательная программа для детей с нарушением речи.
Техническое обеспечение образовательной организации
8.

Использование мультимедийных

средств, наличие оргтехники,

электронной доски и др.

В МБДОУ имеются: компьютеры, многофункциональные устройства для работы с документами; мультимедийная установка для образовательной деятельности с воспитанниками.
9.

Обеспечение возможности

дистанционного обучения

(электронные УМК для

дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)

В МБДОУ имеются учебно-методические материалы для обеспечения возможности дистанционного взаимодействия с родителями  (законными представителями) воспитанников.
10.

Комплектование библиотек специальными адаптивно-

техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).

В МБДОУ имеются электронные средства с дидактическим материалом для обучения воспитанников с нарушениями речи.
Кадровое обеспечение образования
11.

Наличие в штате организации

ассистента (помощника),

оказывающего обучающимся

необходимую техническую помощь.

Для проведения образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ  в группе работают учитель-логопед, педагог – психолог,  воспитатели, имеющие курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования  ««Создание коррекционно – развивающей среды для детей ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС»».

Дистанционные образовательные технологии  в дошкольном образовании:

В ДОУ используются возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет. Дистанционное образование позволило решить некоторые проблемы по повышению квалификации и переподготовки работников образования. Педагоги имеют возможность обучаться в подходящее и удобное для них время. Педагогические работники широко используют возможность участия в различных вебинарах и онлайн-конференциях, на площадках  ZOOM, где каждый участник имеет возможность поделится свои разработками, посмотреть другие и обменяться мнениями. Дистанционное обучение  позволяет педагогам повышать уровень знаний, за счет применения современных средств: тематических сайтов, виртуальных музеев,  объемных электронных библиотек и т. д.

  • В рамках внедрения ДОТ  в МБДОУ используются  следующие технологии:
  • — Создан сайт МБДОУ, на котором расположена вся информация о деятельности учреждения. Также на сайте проводится дистанционное просвещение и консультирование родителей.
  • Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом, в соответствии с возрастными  и санитарными требованиями.
  • Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: к КСТС № 2413 (Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).
  • В МБДОУ создано единое информационное пространство:
  • Электронная почта — sad99@tagobr.ru
  • Сайт ДОУ  — ds99taganrog.ru (адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
  • Подключение к КСТС № 2413 (сеть Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).
  • Локальная сеть.
  • Выход в Интернет.
  • Информационная система МБДОУ включает в себя бухгалтерскую программу 1С.

Доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к электронным образовательным ресурсам отсутствует.

Электронные образовательные ресурсы:

Для повышения профессиональной компетентности педагоги используют материалы ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

http://www.dddgazeta.ru/about/ — газета для детей, родителей и педагогов по ПДД

http://ripkro.ru/  — официальный сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

http://vdpo-taganrog.ru/1/Glavnaa_stranica.html — сайт Всероссийского добровольного пожарного общества г. Таганрога

http://detlib-tag.ru/ — МБУК ЦБС Центральная городская детская библиотека имени М. Горького

http://lukoshko.net/  — «Лукошко сказок» Детская электронная библиотека — народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.

http://www.edu.ru/  — Федеральный портал «Российское образование»

https://1сентября.рф/  — Издательский дом «Первое сентября»

https://ped-kopilka.ru/ —  учебно-методический кабинет

http://www.spas-extreme.ru/ — Образовательный портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (интерактивные игры, обучающие ролики, мультфильмы, памятки)

http://pedlib.ru — электронная библиотека

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования доступны для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан

Общежитие и  интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.