«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем учреждении способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
В детском саду функционируют следующие помещения, которые используются для проведения практических и учебных занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Специально оборудованные учебные кабинеты — отсутствуют
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В детском саду функционируют следующие помещения:
музыкально-спортивный зал;
кабинет педагога-психолога
кабинет учителя-логопеда;
методический кабинет;
музей ДОУ
групповые помещения.
медицинский блок:
- медицинский кабинет,
- изолятор,
- процедурный кабинет;
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Все помещения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан.
В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая полноценное развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Оборудование для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, детский сад, больница, театр, почта и др.), уголки в групповых помещениях для организации сюжетно-ролевых игр, выносной материал для игр на площадке. Настольные игры, способствующие обучению взаимодействовать, саморегулировать собственные действия. Игрушки различного вида, конструкторы, предметы мебели и интерьера. Уголки экспериментирования в группах, минилаборатория, весы, колбы, часы, доски, глобусы, карты, лупы, таблицы по ПДД и др.
Иллюстрированный и демонстрационный материал, энциклопедии, дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие игры В.В. Воскобовича. Оборудование для речевого развития: книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин» и т.д.
Оборудование для художественно-эстетического развития: музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и др.), музыкально-дидактический материал. Краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, бумага (белая, цветная, тонированная), картон, наглядно — дидактические пособия по изодеятельности, малые скульптурные формы, иллюстрации, картины, папки, поделки из природного материала, репродукции картин художников. Уголки в группах по самостоятельной музыкальной деятельности и изодеятельности, «полочки красоты», мольберты, театральные уголки.
Оборудование для физического развития: спортивное оборудование и инвентарь: скамьи, дуги для подлезания, рефлекторные дорожки, шведская стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, разноцветные флажки и ленты, мешочки с песком, игрушки, кегли, канат; физкультурные уголки в группах с необходимым оборудованием.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.
Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете, в групповых помещениях и включает в себя:
- книги для педагогов (методическая и справочная литература);
- книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей).
Объекты спорта для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- спортивный зал
(оснащенность: разнообразный спортивный инвентарь, спортивное оборудование, атрибуты для спортивных и подвижных игр)
- спортивная площадка на участке МБДОУ;
(оснащенность: оборудование для развития основных видов движения)
- прогулочные площадки:
(оснащенность: оборудование для лазания и метания в цель, баскетбольные кольца, выносной спортивный инвентарь)
Объекты спорта частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- методическое обеспечение образовательного процесса: проектор
переносной проекционный экран, принтер, сканер, ноутбук, музыкальные центры, учебно-методический комплект к реализуемым программам, художественная литература для детей, картины и картинки, муляжи, образцы по конструированию, электронные носители с информацией для использования на занятиях, документы и методические материалы, наглядно-демонстрационные пособия, доклады, консультации, перспективные планы, тематические занятия и проекты;
- пространство групп, организованное в виде разграниченных зон и оснащенных развивающих материалов:
для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, больница, парикмахерская, школа, библиотека и др.); предметы мебели и интерьера; дидактические игры по: ФЭМП, сенсорике, познавательному развитию; разрезные картинки (пазлы), настольно-печатные игры, книги, энциклопедии, конструкторы разного вида и размера, машины разного назначения (грузовики, легковые автомобили, автобусы, пожарная, «скорая помощь», полиция и т. п.); наборы элементов костюма для профессий; атрибуты для театрализованных игр. настольные ширмы, уголки ряжения, символы города, государства;
для познавательного развития: иллюстрированный, демонстрационный и раздаточный материал для НОД, магнитно-маркерные доски, календари природы, оборудование для экспериментирования и исследования (микроскоп, телескопы, лупы, колбы, весы, магниты и др.), коллекции: камней, семян, ракушек, муляжи и т.п., развивающие и дидактические игры, настольно-печатные игры, магнитно-маркерные доски, коврографы В.В.Воскобовича, шашки, домино, мозаики, раздаточные математические наборы, счетные палочки, пазлы и разрезные картинки, познавательная литература (энциклопедии, книги о природе, технике, космосе, истории), художественная и научная литература, фонотека, видеотека, комплекты портретов писателей и композиторов и др.;
для речевого развития: иллюстрированный и демонстрационный материал, индивидуальные зеркала, сюжетные и предметные картинки, игрушки по лексическим темам, дидактические игры, материалы и игры для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму; картотеки (загадки, потешки, пословицы и поговорки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика) портреты писателей, наборные полотна и разрезные азбуки, магнитно-маркерные доски, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений; наборы иллюстративного материала для перессказывания и составления рассказов по картине, разрезные картинки, художественная литература и др.;
для физического развития: физкультурное оборудование: мячи разных размеров, кегли, скакалки, обручи, кольцебросы, городки маски, нетрадиционное оборудование, массажные дорожки с разным покрытием, иллюстративный и методический материал по приобщению детей к ЗОЖ и др.;
для художественно — эстетического развития: материалы для театрализованной деятельности — оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, карнавальные костюмы, элементы костюмов, маски, театральные атрибуты и др.); коврограф, магнитная доска с набором персонажей и декораций, различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый, плоскостной на палочках, магнитный, теневой и др.); аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, музыкально-дидактический материал, театральные костюмы, маски; материалы для детского творчества — в изобразительной деятельности, ручном труде, бросовый материал для творчества, мольберты, магнитно-маркерные доски, альбомы и книги по искусству, видеотека, аудиотека, образцы народных промыслов для декоративного рисования, малые скульптурные формы; наборы детских музыкальных и шумовых инструментов.
Оснащение кабинетов:
музыкальный зал: пианино, музыкальный центр, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофоны, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов , игрушки, иллюстрации, костюмы, декорации для праздников, куклы и оборудование для различных театров, ширмы, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения музыкальных занятий и праздников;
кабинет педагога-психолога: рабочий стол для проведения занятий, стулья, оборудованное место для индивидуальной работы, магнитно-маркерная доска, маленький коврограф, стол для песочной анимации, большое зеркало и маленькие зеркал для индивидуальной работы с детьми, библиотека специальной литературы и практических пособий, материалы консультаций, семинаров, практикумов, игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно- развивающей работы, настольно-печатные игры, развивающие игры, игры для развития мелкой моторики, сюжетные картинки, опорные картинки, , сюжетные картинки, раздаточный и демонстративный материал для занятий фабричного производства, рабочие тетради для занятий с детьми;
кабинет учителя — логопеда рабочий стол для проведения занятий, стулья, оборудованное место для индивидуальной работы, магнитно-маркерная доска, маленький коврограф, стол для песочной анимации, большое зеркало и маленькие зеркал для индивидуальной работы с детьми, библиотека специальной литературы и практических пособий, материалы консультаций, семинаров, практикумов, игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно- развивающей работы, настольно-печатные игры, развивающие игры, игры для развития мелкой моторики, сюжетные картинки, опорные картинки, , сюжетные картинки, раздаточный и демонстративный материал для занятий фабричного производства, рабочие тетради для занятий с детьми;
физкультурный зал: пианино, музыкальный центр, маты, ленты, мячи разных размеров, палки гимнастические, обручи, кегли, мячи – прыгуны, разных размеров мячи, тоннели, мешочки с песком, кольцебросы, гимнастические скамьи, дуги для подлезания. ребристые и гладкие доски, канат, флажки, скакалки и др.
музей: музыкальный центр, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофоны, исторические экспозиции, макеты , игрушки, иллюстрации, костюмы, декорации, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения экскурсий;
Данные средства обучения и воспитания частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание МБДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В МБДОУ д/с № 99 разработан «Паспорт доступности» обеспечивающий доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В дошкольном учреждении организовано четырехразовое сбалансированное питание детей в соответствии с утвержденным 10-дневным меню: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. В рацион питания включены все основные группы продуктов питания: мясо, рыба, молоко, молочные продукты, пищевые жиры, яйца, овощи, фрукты, сахар, хлеб, крупы и др. Продукция принимается в соответствии с сертификатами качества, приготовление блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, систематически осуществляет контроль над правильностью обработки продуктов, закладкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи. Особенно тщательно контролирует правильность хранения и реализации продуктов. Питьевой режим в дошкольном учреждении проводится в соответствии с требованиями СП питьевая вода всегда доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в детском саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. При питьевом режиме используется бутилированная вода.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
МБДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется через организацию жизнедеятельности воспитанников. Режим питания, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек, занятия по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности – все эти мероприятия направлены на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью. Деятельность по здоровьесбережению проводится системно, непрерывно, с соблюдением преемственности на различных уровнях образования.
Организация двигательного режима:
- Утренняя зарядка (в летний период на воздухе)
- Гимнастика после сна
- Подвижные игры на прогулке
- Физкультурные занятия в зале и на прогулочных площадках
- Игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, физкультурные минутки и др.
- Спортивные досуги
Лечебно-оздоровительная работа.
- Босохождение по песку, траве, мелким камешкам (летом)
- Витаминотерапия
- Оздоровление фитонцидами (чесночно — луковые закуски).
Закаливающие процедуры.
- Воздушные ванны
- Сон при открытых окнах, фрамугах (в зависимости от времени года)
- Хождение босиком по «дорожкам здоровья»
- Обширное умывание
Коррекционная работа
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Релаксация
Состояние и содержание территории, здания и помещений, а так же и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
Имеются групповые помещения для питания воспитанников, пищеблок для приготовления пищи и кладовая для хранения продуктов питания, прогулочные площадки оснащены необходимым оборудованием и инвентарем, в медицинском блоке для работы медицинского персонала имеется оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, первичной диагностики заболеваний, оказания первой помощи. Заключен договор о сотрудничестве с МБУЗ ДГП № 1. Проводятся мероприятия по медико-гигиеническому воспитанию и обучению, пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей (законных представителей).
В группах и учебных помещениях в наличии кварцевые лампы, бесконтактные термометры используемые в профилактических целях.
На стендах в приемных и холле вывешивается информация для родителей (законных представителей) о детских заболеваниях, мерах предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному травматизму.
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В дошкольном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- наблюдение за состоянием здоровья воспитанников;
- соблюдение государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов;
- проведение санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации;
- профилактика, расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В дошкольном учреждении создаются условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В детском саду имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
— переносная мультимедийная установка : проектор, экран, ноутбук (в музыкально-спортивном зале)
— музыкальный центр (в музыкально-спортивном зале, кабинете педагога-психолога и учителя-логопеда);
— магнитофоны (в возрастных группах)
— световой стол для песочной терапии (в кабинете педагога-психолога, учителя-логопеда).
В кабинетах учителя – логопеда и педагога-психолога создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами: пособия для обследования интеллекта, памяти, внимания, мышления; материалы для проведения диагностического обследования психического и речевого развития детей дошкольного возраста, материалы для проведения индивидуальных занятий с детьми, пособия и игры с предметами для развития мелкой моторики; игры на развитие сенсорики; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; настольно-печатные дидактические игры; игры для развития дыхания; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ
Материально-техническое обеспечение на прогулочных площадках:
На территории МБДОУ находятся прогулочные площадки для каждой возрастной группы с павильонами и теневыми навесами.
На площадках установлено игровое оборудование для воспитанников:
- для развития физических качеств: балансиры, лесенки, качели, горки.
- для сенсорного и познавательного развития: домики.
Детский сад обеспечен частично специальными техническими средствами обучения группового и индивидуального пользования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
п/п | Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении | |
Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями |
|||
1. | Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ОВЗ | Вход в МБДОУ д/с № 99 оборудован кнопкой вызова работников учреждения. | |
2. | Наличие возможностей перемещения лиц с ОВЗ внутри здания. | Дети с ОВЗ могут свободно перемещаться внутри здания МБДОУ, имеют свободный доступ к учебным кабинетам для посещения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. | |
3. | Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. | Помещение оснащено противопожарной звуковой сигнализацией. | |
Сведения об информационном обеспечении доступности дошкольного образования и обучения для лиц с ОВЗ |
|||
4. | Наличие адаптированного сайта. | ds99taganrog.ru (адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих). | |
5. | Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. | pasport-dostupnosti.pdf (ds99taganrog.ru) | |
6. | Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ. | В МБДОУ разработано Положение об организации образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждено приказом заведующего №41 от 11.01.2021г. | |
7. | Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации. | В МБДОУ функционирует 1 группа компенсирующей направленности: для детей с ТНР. В данных группах реализуются — адаптированная образовательная программа для детей с нарушением речи. | |
Техническое обеспечение образовательной организации | |||
8. |
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, электронной доски и др. |
В МБДОУ имеются: компьютеры, многофункциональные устройства для работы с документами; мультимедийная установка для образовательной деятельности с воспитанниками. | |
9. |
Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.) |
В МБДОУ имеются учебно-методические материалы для обеспечения возможности дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. | |
10. |
Комплектование библиотек специальными адаптивно- техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). |
В МБДОУ имеются электронные средства с дидактическим материалом для обучения воспитанников с нарушениями речи. | |
Кадровое обеспечение образования | |||
11. |
Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. |
Для проведения образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ в группе работают учитель-логопед, педагог – психолог, воспитатели, имеющие курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования ««Создание коррекционно – развивающей среды для детей ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС»». | |
Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании:
В ДОУ используются возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет. Дистанционное образование позволило решить некоторые проблемы по повышению квалификации и переподготовки работников образования. Педагоги имеют возможность обучаться в подходящее и удобное для них время. Педагогические работники широко используют возможность участия в различных вебинарах и онлайн-конференциях, на площадках ZOOM, где каждый участник имеет возможность поделится свои разработками, посмотреть другие и обменяться мнениями. Дистанционное обучение позволяет педагогам повышать уровень знаний, за счет применения современных средств: тематических сайтов, виртуальных музеев, объемных электронных библиотек и т. д.
- В рамках внедрения ДОТ в МБДОУ используются следующие технологии:
- — Создан сайт МБДОУ, на котором расположена вся информация о деятельности учреждения. Также на сайте проводится дистанционное просвещение и консультирование родителей.
- Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом, в соответствии с возрастными и санитарными требованиями.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: к КСТС № 2413 (Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).
- В МБДОУ создано единое информационное пространство:
- Электронная почта — sad99@tagobr.ru
- Сайт ДОУ — ds99taganrog.ru (адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
- Подключение к КСТС № 2413 (сеть Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).
- Локальная сеть.
- Выход в Интернет.
- Информационная система МБДОУ включает в себя бухгалтерскую программу 1С.
Доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к электронным образовательным ресурсам отсутствует.
Электронные образовательные ресурсы:
Для повышения профессиональной компетентности педагоги используют материалы ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
http://www.dddgazeta.ru/about/ — газета для детей, родителей и педагогов по ПДД
http://ripkro.ru/ — официальный сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
http://vdpo-taganrog.ru/1/Glavnaa_stranica.html — сайт Всероссийского добровольного пожарного общества г. Таганрога
http://detlib-tag.ru/ — МБУК ЦБС Центральная городская детская библиотека имени М. Горького
http://lukoshko.net/ — «Лукошко сказок» Детская электронная библиотека — народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование»
https://1сентября.рф/ — Издательский дом «Первое сентября»
https://ped-kopilka.ru/ — учебно-методический кабинет
http://www.spas-extreme.ru/ — Образовательный портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (интерактивные игры, обучающие ролики, мультфильмы, памятки)
http://pedlib.ru — электронная библиотека
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования доступны для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан
Общежитие и интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.